Функция "Свободные руки" ("Hands Free") позволяет открывать центральный замок автомобиля и/или переводить систему в режим "Снят с охраны" при приближении к автомобилю и/или закрывать центральный замок автомобиля и включать режим "Охрана" при удалении от автомобиля на несколько метров. Данная статья имеет аналитический характер, её цель – рассказать о функции «свободные руки». Ясное представление о функционале систем защиты дает возможность оценить целесообразность использования той или иной функции.
Функция «свободные руки» опционально существует в различных современных противоугонных системах и считается элитной, предоставляющей максимальный комфорт. Как правило, есть возможность настройки частичного использования функции (только при постановке в охрану или только при снятии с охраны) или полного отключения. Данная функция, реализованная на канале связи 433,92 МГц или на частоте 2,4 ГГц, не имеет никакого отношения к защите автомобиля от угона и безопасности, скорее наоборот.
Подключив функцию «свободные руки» в полном объеме (постановка в охрану и снятие с охраны), владелец вполне осознанно удаляется от автомобиля, оставив его открытым. Тем самым, давая возможность злоумышленникам совершить кражу ценных вещей из автомобиля. Как известно, ворам - «барсеточникам» достаточно нескольких секунд, чтобы отвлечь владельца и украсть вещи из салона. При реализации «свободных рук», отвлекать никого не надо. Владелец сам оставляет автомобиль открытым или заранее открывает его, находясь на расстоянии от автомобиля.
Полагаясь на данную функцию, владелец может держать автомобиль открытым достаточно продолжительное время, в течение которого, например, он оплачивает топливо в кассе заправочной станции и совершает покупки, находясь в зоне действия радиометки. Радиус действия меток на частоте 2,4ГГц составляет несколько метров, а брелоков, работающих на частоте 433,92 МГц в режиме «свободные руки» – до нескольких десятков метров. Если представить ситуацию постановки в охрану (закрытие автомобиля) в режиме «свободные руки» около гипермаркета, станет понятным, насколько полезна данная функция для воришек.
Да, в большинстве систем, имеющих в своем арсенале эту функцию, можно включить «свободные руки» только при снятии с охраны. Но парадокс состоит в том, что владельцу, который привык закрывать автомобиль нажатием на кнопку брелока (штатного или дополнительного), не составит труда также открыть свой автомобиль с помощью брелока. Пользователи «свободных рук», как правило, предпочитают использовать данную функцию именно в полном объеме. Отошел от автомобиля – центральный замок закрылся, подошел к автомобилю – центральный замок открылся.
Предполагается, что режим «свободные руки» в противоугонных системах должен обеспечивать следующий комфорт – «возвращаясь из магазина с тяжелыми сумками», приближаясь к автомобилю, центральный замок открывается автоматически. Однако двери сами не открываются, для того чтобы открыть дверь надо взяться рукой за ручку двери и потянуть на себя. Если руки заняты, то хотя бы одну надо освободить. В чем комфорт?
Кроме того, если говорить о тяжелых сумках, то их в наше время возят в тележках. Руки действительно свободны. А если у вас в руках один пакет, доставка которого не требует тележки, то свободной рукой вы может достать ключ или брелок и нажать на кнопку. Автомобиль откроется в вашем присутствии.
Рассмотрим, как работают штатные системы автомобиля, аналогичные HANDS FREE. Для доступа в автомобиль, оборудованный штатной системой доступа без ключа, достаточно прикоснуться к ручке двери (№1 на рисунке) и при наличии идентификационной карты, двери будут разблокированы. Например, в Мерседес-Бенц S-класса приемные антенны находятся в каждой двери и со стороны багажника (№18). Штатная система Keyless Go работает на частоте 125 КГц и дает возможность четко идентифицировать карту – транспондер (№22) снаружи автомобиля, в пределах 1,5 метров от двери.
Наблюдая со стороны за владельцем такого автомобиля, кажется, что все происходит так же, как в режиме «свободные руки» потому, что действия владельца являются абсолютно интуитивными – взялся за ручку, двери открылись. Однако алгоритм работы штатной системы отличен от функции «свободные руки». Отпиранию автомобиля предшествует совершенно определенное событие – касание ручки двери, не просто подход владельца к автомобилю с картой в кармане.
Вернемся к «свободным рукам» на частоте 2,4 ГГц. Если вы возвращаетесь из магазина, то сначала, как правило, подходите к багажнику, чтобы в него перегрузить покупки. Следовательно, расстояние обнаружения радиометки должно составлять несколько метров (варианты установки основного блока системы или ретранслятора в багажник практически исключены). В связи с этим производители «свободных рук» вынуждены решать проблему: с одной стороны надо максимально увеличивать радиус действия радиометок, чтобы уверенно снимать с охраны при приближении к автомобилю с любой стороны, в то же время - радиус действия радиометок при снятии с охраны надо бы уменьшить, чтобы исключить открытие автомобиля при обнаружении метки на значительном расстоянии. В штатных системах этот вопрос решен установкой нескольких антенн по периметру автомобиля с малым, до 2-х метров, радиусом приема.
Условия связи с меткой на частоте 2,4 ГГц зависят от места установки основного блока или ретранслятора, где и находится одна единственная антенна трансивера, работающего с меткой (чем дальше спрятал при установке, тем хуже связь). Скорость открытия автомобиля зависит от того, с какой стороны владелец подошел к нему. А также, условия связи могут меняться в зависимости от внешних факторов, поэтому пользователи «свободных рук» часто сталкиваются с проблемой ожидания открытия автомобиля, находясь рядом с ним. Можно открыть автомобиль штатным ключом, чтобы не ждать. Но если метка еще не обнаружена, возможно включение тревоги.
Находясь на границе радиуса действия радиометки, автомобиль может самопроизвольно открываться и закрываться. Так, проходя мимо автомобиля, не собираясь открывать автомобиль, владелец с меткой в кармане станет свидетелем открытия центрального замка и отключения охраны. Это произойдет автоматически, не санкционировано владельцем, который просто шел мимо автомобиля, например, в магазин или в гости к соседу. Худший вариант, когда место хранения или ношения метки находится на границе радиуса действия метки. Например, это возможно при ночной парковке автомобиля под окнами дома или дневной, под окнами офиса.
Еще один аспект. Если не предварять появление метки в радиусе действия системы событием, которое включает опрос метки, то для реализации «свободных рук» радиоканал системы должен быть постоянно включен. Иначе, функция не будет работать. Для типового исполнения канала на 2,4 ГГц это условие может добавить 10-15 mA к общему потреблению противоугонного комплекса в режиме охрана. Эта «добавка» может быть критичной для перехода штатных систем автомобиля в спящий режим. А это уже десятки или сотни mA, которые существенно сокращают срок службы АКБ автомобиля. Сейчас производители дополнительного оборудования борются за минимизацию тока потребления, но как вы понимаете, для «свободных рук» можно сделать исключение.
Объяснить необходимость данной функции для современных противоугонных систем, с точки зрения безопасности не представляется возможным. Однако, функция «свободные руки» продолжает быть востребованной.